Большая часть российских регионов имеет скромные бюджеты как в абсолютном выражении, так и на душу населения. Это не позволяет им самостоятельно финансировать собственные расходы и регионы получают федеральную помощь.
Самые низкие доходы бюджетов в бедных и малочисленных регионах: Еврейской АО, Калмыкии, Ингушетии, Республике Алтай и т.п. Их бюджеты наполняются преимущественно за счет федеральных трансфертов, а не собственных налогов и сборов. Даже если все собранные налоги оставлять в этих регионах, то ситуация практически не изменится.
Расслоение и бедность отчетливо проявляются при сопоставлении доходов с самым богатым субъектом РФ – Москвой. Москва за 1 день собирает больше (или сопоставимо) налогов, чем Ингушетия, Республика Алтай, Калмыкия или Еврейская АО за год. Это характерно для сверхцентрализованных государств.
Но не всегда размер бюджета показывает реальную бюджетную обеспеченность, это связано с разной численностью населения регионов и стоимостью жизни.
Реальные доходы регионов на душу населения
Рассмотрим регионы с самыми скромными доходами бюджетов на 1 человека, приведя их к единому показателю стоимости жизни.
Самый большой получатель федеральных дотаций в абсолютном выражении — Дагестан (70 млрд рублей в 2019 году). Но учитывая слабое экономическое развитие, низкую налоговую базу, а также большую численность населения Дагестан обладает наименьшей бюджетной обеспеченностью на душу населения.
В Дагестане собирается в 14 раз меньше налогов на 1 человека, чем в Москве, но за счет федеральной помощи разница снижается до 4 раз.
В Тыве, Алтайском крае, Ивановской области, Марий Эл, Чувашии, Хакасии и т.п. основной причиной низких бюджетных доходов служит слаборазвитость региональных экономик, отсутствие крупной промышленности или емкого платёжеспособного спроса крупных городов. Для Камчатки характерна удаленность от материковой России, высокая стоимость жизни и моноотраслевая экономика, специализирующаяся на рыбной ловле.
Стоит отметить и менее щедрую федеральную помощь на душу населения (с учетом стоимости жизни). Для этих регионов она в 2-5 раз меньше, чем у фаворитов федерального бюджета — Крыма, Калининградской области, Чечни и Севастополя.
Особый случай – Якутия. Несмотря на развитую добывающую промышленность (нефть, алмазы, уголь и т.п.) и лидирующие позиции (в топ-10) по душевому ВРП и доходам бюджета, Якутия на предпоследнем месте по бюджетной обеспеченности на душу населения с учетом корректировки на уровнь жизни.
Главные факторы – суровый климат и огромные расстояния, нивелирующие относительно высокие доходы бюджета и емкость экономики. В таких условиях осуществлять бюджетные расходы, особенно инфраструктурные, намного дороже, чем в остальной части России, в среднем в 4,5 раза.