fbpx

Сколько денег в России тратят на региональную власть и чиновников?

В регионах России трудится большое количество представителей разных ветвей власти и сотрудников муниципальных учреждений. Их деятельность финансируется из консолидированных региональных бюджетов, наполняемых преимущественно за счет НДФЛ, налога на прибыль компаний и федеральных трансфертов.

Сколько бюджетных денег тратится на региональные власти и смежные учреждения

Расходы на обеспечение деятельности региональной и муниципальной власти можно разделить по основным функциям:

  • исполнительная власть — губернатор, главы муниципалитетов и региональные правительства.
  • законодательная власть — региональные и муниципальные депутаты
  • судебная власть
  • финансовые, налоговые и надзорные органы
  • прочие общегосударственные вопросы — преимущественно субсидии муниципальным учреждениям и НКО
Расходы региональных консолидированных бюджетов (без учета внебюджетных фондов) на общегосударственную деятельность в 2019 г. Источник: расчет автора по данным Росказны
Расходы региональных консолидированных бюджетов (без учета внебюджетных фондов) на общегосударственную деятельность в 2019 г. Источник: расчет автора по данным Росказны

Ежегодные бюджетные расходы на функционирование региональных властей и казенных учреждений (общегосударственные расходы) — около 841 млрд рублей (2019 г.). В пересчёте на 1 жителя — 5,7 тыс. рублей в год или 6,2% всех расходов регионов (без учета внебюджетных фондов)

Структура общегосударственных региональных расходов

Основная статья расходов на региональную власть и связанные с ней муниципальные учреждения — зарплаты чиновников, депутатов, судей, сотрудников налоговых и надзорных органов, муниципальных предприятий (56%). Около 17% общегосударственных расходов направляется на закупку товаров и услуг, 19% на субсидии казенным муниципальным учреждениям и НКО.

Функциональное назначение общегосударственных расходов региональных консолидированных бюджетов (без учета внебюджетных фондов) в 2019 г. Источник: расчет автора по данным Росказны.
Функциональное назначение общегосударственных расходов региональных консолидированных бюджетов (без учета внебюджетных фондов) в 2019 г. Источник: расчет автора по данным Росказны.

Региональные различия в общегосударственных расходах

Расходы на общегосударственные вопросы имеют сильные региональные различия. Это связано с плотностью населения и количеством муниципалитетов в регионе, уровнем зарплат и цен, а также численностью чиновников и других представителей ветвей региональной власти.

Наибольшие общегосударственные расходы на душу населения в номинальном выражении в северных и восточных территориях с суровым климатом, большими расстояниями и высоким уровнем цен. Например, на Чукотке и Ненецком АО эти расходы составляют 44-51 тыс. рублей в год при средней по стране – 5,7 тыс. рублей.

Провинциальный чиновник
Провинциальный чиновник

Для корректного сравнения душевые расходы (через индекс бюджетных расходов) приведены к единому уровню цен по стране. После корректировки в лидеры вышли наиболее богатые регионы: крупнейшие города – Москва и Санкт-Петербург с областями, а также нефтегазовые регионы: Ханты-Мансийский АО, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий АО. В этих регионах содержание региональных властей и муниципальных учреждений обходится в 1,7-2 раза дороже (в соопоставимых ценах) среднего по стране.

Особенностью Москвы и Санкт-Петербурга является невысокие душевые расходы на исполнительную власть, что связано со статусом городов-регионов с концентрацией исполнительной власти в мэрии (в отличие от большинства других субъектов РФ с исполнительной властью в регионе, городах, районах, поселениях). Также на это влияет эффект масштаба, особенно проявляющейся в крупных городах. где удельные издержки как правило ниже.

Общегосударственные расходы региональных консолидированных бюджетов (без учета внебюджетных фондов) на душу населения в 2019 г. номинальные и приведенные к единому уровню цен. Источник: расчет автора по данным Росказны, Минфина и Росстат
Общегосударственные расходы региональных консолидированных бюджетов (без учета внебюджетных фондов) на душу населения в 2019 г. номинальные и приведенные к единому уровню цен. Источник: расчет автора по данным Росказны, Минфина и Росстат

Самые низкие душевые общегосударственные расходы в бедных и депрессивных регионах: Чувашия, Дагестан, Алтайский край, Северная Осетия, Марий Эл. Приведённые душевые расходы в 1,5-2 раза ниже среднероссийского уровня (около 3 тыс. рублей).

Важное событие — открытие остановки
Важное событие — открытие остановки

Для оценки бюджетной нагрузки расходов на содержание региональной власти и муниципальных учреждений рассмотрим какую долю они занимают в общих расходах региональных бюджетов. Максимальная доля в Еврейской АО, Ханты-Мансийском АО, Ленинградской области, Хабаровском и Забайкальском крае: 8,5-10% от общего бюджета регионов. Обратная ситуация в Калининградской и Белгородской областях (3-4%), в Москве такие расходы не превышают 5% при средней по стране – 6,2%.

Доля общегосударственных расходов в общих расходах региональных консолидированных бюджетов (без учета внебюджетных фондов) в 2019 г. Источник: расчет автора по данным Росказны
Доля общегосударственных расходов в общих расходах региональных консолидированных бюджетов (без учета внебюджетных фондов) в 2019 г. Источник: расчет автора по данным Росказны

Четкой связи между бюджетной долей общегосударственных расходов и уровнем экономического развития регионов не прослеживается. В отличие от размера душевых расходов (приведенных к единому уровню цен), где их высокий уровень характерен для богатых регионов и наоборот.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com