Насколько снизились доходы государства в 2020 году?
Снижение нефтяных цен и ограничение деятельности компаний в первой половине 2020 г. привели к экономическому кризису и снижению доходов бюджета России.
Спад экономики России во 2 квартале 2020 г. составил 8% (год к году), а за 7 месяцев 2020 г. — 3,6%. В наибольшей степени сжатие спроса отразилось на сфере услуг и общепите, добывающей промышленности, транспорте и непродовольственной рознице. Но насколько экономические проблемы повлияли на доходы государства — федерального и региональных бюджетов?
Доходы бюджета и экономика
Немного предыстории
Доходы бюджета в 2010-2019 годах
Доходы бюджета России в 2010-2019 гг. росли медленнее экономики — на 13% в реальном выражении увеличились бюджетные поступления и на 16% ВВП. Номинальный рост составил 2,4 и 2,3 раза соответственно.
Это связано с низкими темпами роста несырьевых отраслей в регионах и налоговой базы региональных бюджетов. С 2010 по 2019 гг. доходы федерального бюджета увеличились на 18% в реальном выражении, а региональных бюджетов — только на 5%. Динамика доходов федерального бюджета подчинена рентным налогам: НДПИ, экспортным пошлинам, а также курсу доллара США
Доходы бюджета России в 2020 году
В 2020 году (за 1 полугодие) доходы бюджета России (федеральный и региональные) снизились рекордными темпами, как из-за низких цен на нефть, так и ограничений деятельности компаний в разных отраслях. Снижение доходов бюджета превысило падение экономики (ВВП) – в номинальном выражении поступления в казну упали на 5,6%, а ВВП на 2,2%, но на самом деле бюджет потерял еще больше.
Нефть, газ и Сбербанк
Больше всего снизились нефтегазовые налоги — на 35,4%. Двойной эффект оказало сокращение добычи и экспорта нефти в рамках сделки ОПЕК+ и снижение рублёвой цены нефти. Ненефтегазовые доходы бюджета выросли на 5,9%, однако этот рост был «бумажным», поскольку включает 1,1 трлн рублей бюджетных доходов от продажи ЦБ акций Сбербанка Правительству России. Без учета этой сделки ненефтегазовые доходы упали 4,1%, а общие доходы консолидированного бюджета России (без внебюджетных фондов) на 9,5%.
Федеральный и региональные бюджеты
Федеральный бюджет на 40-50% (в 2017-2019 гг) формируется за счет нефтяных налогов, их падение сильно отразилось на наполнении федеральной казны. Без учета сделки со Сбербанком доходы федерального центра упали на 16%, а с учетом сделки — на 4,8%.
Собственные доходы регионов (без федеральной помощи) заметно упали — на 7% год к году и сформировали рекордные дефициты бюджетов. Основная причина — снижение налога на прибыль компаний (бюджетонаполняющий налог для регионов, наравне с НДФЛ), что неудивительно в текущей экономической ситуации. Для восполнения потерь федеральные трансферты в регионы увеличились на 57%, это позволило временно купировать проблему и региональные бюджеты выросли на 2,1% по отношению к 2019 году.
Какие налоги упали больше всего?
Наибольший спад пришелся на рентные и экспортные нефтегазовые налоги: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину (нефтегазовая продукция). Их снижение составило 36% и 54% соответственно. Падение экономики и сжатие внутреннего спроса напрямую отразились на прибыли компаний и импорте продукции из других стран: налог на прибыль и ввозные пошлины на импортные товары снизились на 12,5-13%.
Остальные налоги не изменились (НДС и НДФЛ) или выросли: акцизы за счет роста акцизных ставок и прочие налоги (из-за сделки с акциями Сбербанка).